Инструкторы контраварийных школ любят красивую фразу: «Не бывает нескользких покрытий», имея в виду, что на сухом асфальте машина может поскользнуться так же непринужденно, как и на льду. Тем не менее, на мой взгляд, покрытия всё же бывают скользкими и нескользкими (позже дам своё личное определение).
Как написано в ГИБДДшной книжке к экзаменам на права, при возникновении заноса на переднем приводе газ надо нажать, а на заднем – отпустить. Несмотря на крайнюю условность этих фраз, обычно они почему-то не вызывают никаких вопросов у рядового водителя, а вот, опять же почему-то, самый простой, понятный и дающий максимум возможностей полный привод вопросов вызывает очень много, вплоть до того, что некоторые выдвигают фразы в духе «если полный привод сорвался, то уже ничего не сделаешь».
В этой заметке я хочу на примерах показать, что умеет полный привод и как с ним нужно обращаться на скользких покрытиях.
В этом месте сначала я написал массу текста о том, почему часто используемый Audi в качестве межосевого дифференциал Torsen – не самый лучший выбор для спортивного автомобиля, хотя хорошо подходит для спокойного гражданского; чем по сути заднеприводный суперкар с подключаемой через муфту передней осью (911 Turbo, Audi R8, Lambo…), в некоторых случаях даже всего лишь «слегка подключаемой», будет отличаться от «переднеприводного» недорогого кроссовера со «слегка подключаемой» задней; про разное распределение момента, про разницу в блокировках и тд и тп… Но потом всё стёр, так как этот утомительный текст не имел смысла в контексте данной заметки. Конечно, типов полного привода придумали очень много, и возможности разных конструкций тоже существенно различаются. Углубляться в нюансы, причем как конструкций, так и особенностей управления ими, можно бесконечно. Но на самом деле это не особо и нужно – несмотря на то, что вы должны знать и понимать машину, на которой собираетесь ехать, всё же управляются они все по одним и тем же принципам. То есть, грубо говоря, нужно просто знать ограничения своей машины по сравнению с «идеальным» вариантом.
Так что тут мы поговорим просто о «машине, которая гребет всеми четырьмя колесами». Её «идеальный» вариант, предоставляющий максимум возможностей – постоянный симметричный полный привод с тремя блокировками. Но поскольку все полноприводные машины так или иначе гребут всеми колесами – все, что тут написано, будет работать на любой полноприводной машине, разве что в разной мере (не все машины можно достать из одинаковых углов и т.п.).
Если вы читали предыдущую заметку, то вам не нужно объяснять, что машина управляется двумя вещами – переносом веса, перераспределяющего количество сцепления с дорогой между колесами, и количеством используемого сцепления; и что если запас сцепления, который расходуется торможением, разгоном, поворотом руля и комбинацией этих действий, исчерпан, автомобиль начинает выскальзывать наружу поворота, причем обычно начинает это делать либо одной, либо другой осью, то есть, соответственно, разворачивается наружу либо кормой, либо передней частью.
Именно поэтому полный привод позволяет вертеть машиной так, как вам заблагорассудится, что мы сейчас и разберем на примерах.
Два ключевых понятия, которые надо ввести перед этим – «тяга» и «пробуксовка». Это просто. Тяга, тянущий газ – это такой максимальный газ, при котором машина уверенно, практически без букса, отталкивается колёсами от покрытия (то бишь который максимально уверенно толкает машину вперёд). Пробуксовка – когда вы даёте столько газа, что машина начинает очень сильно буксовать (и как следствие перестаёт отталкиваться колёсами, теряя сцепление с покрытием). Так же активно используют выражение «прикрыться в тягу», то есть на сильно буксующей машине убрать газ до того уровня, при котором машина перестанет буксовать, зацепится и начнет отталкиваться от покрытия. Играя газом между тягой и пробуксовкой, а так же ставя передние колёса на разные углы относительно направления движения, вы имеете максимальную свободу в позиционировании полноприводного автомобиля относительно дороги. Маленькое уточнение – «тяга» в данном контексте – не абсолютно полное отсутствие букса, всё-таки немного колесо может и должно проскальзывать, чтобы эффективно толкаться; а пробуксовка – это когда шина буксует очень и нормально уже не отталкивается.
Понять, как это работает, помогает вот такое упражнение:
Автомобиль рисует круги, стоя под как можно более близким к 90 градусам углом к направлению движения, и задача пилота – выдержать угол максимальным и постоянным, радиус окружности – постоянными (вариации – круги уменьшающегося радиуса, увеличивающегося, переходящие из одно в другое).
Это достаточно простое упражнение, которое позволяет быстро разобраться с основной идеей, как что куда и сколько крутить и нажимать. Работает всё это по такой схеме – сильная пробуксовка, если передние колёса стоят внутрь поворота, закручивает машину вокруг своей оси (т.е. вытаскивает корму наружу), а если колеса стоят от поворота – распрямляет автомобиль (то есть вытаскивает наружу морду). Прикрытие в тягу на прямых колёсах останавливает развитие вращения, стабилизируя автомобиль. То есть, чтобы выполнить приведенное мной в пример упражнение, алгоритм действий нужен следующий. Катясь по окружности, вы поворачиваете руль внутрь поворота и сильно наступаете на газ, вызывая мощную пробуксовку. Автомобиль начнет вставать поперёк направления движения, мордой внутрь. Если вы точно рассчитали первый импульс газом, вы ставите руль прямо и немного прикрываете газ (продолжая буксовать) – автомобиль останавливает развитие вращения и начинает двигаться по дуге, но уже стоя под углом к ней. Если вы переборщили с первым импульсом газа и автомобиль продолжает разворачивать – вы немного поворачиваете руль от поворота, вытаскивая наружу морду. Если закручивающий импульс был очень сильным (например вы в гонке и ударились кормой о сугроб) и автомобиль стремиться встать кормой вперед, то тут понадобится максимальный газ при максимально выкрученном наружу руле. Остановив таким образом закручивание в нужной позиции, вы опять-таки возвращаете руль в ноль и чуть прикрываете газ. Чем точнее вы работаете, тем меньше вам нужно работать рулем в разные стороны от нуля и газом от некого «уверенно буксующего» положения.
Как вы уже догадались, монопривод из всего этого может только половину, передний – одну, задний – другую. При этом есть ещё один момент – если, например, вы отправите задний привод во вращение (не важно как, хоть мощной пробуксовкой, хоть боковым ударом о препятствие и тд), то если вам нужно это вращение прекратить, вы приотпускаете газ и дальше по сути ждете, пока вращение остановится естественным путем, тогда как полный привод можно «потянуть» газом, очень быстро остановив развитие вращения в любой его фазе.
Итого, если грубо утрировать, можно сказать, что буксующая полноприводная машина с рулем, повернутым в поворот, ведет себя как заднеприводная, с рулем, повернутым от поворота – как переднеприводная, а тяга и прямые колеса её стабилизируют.
При этом для полноприводной машины доступны все способы её выставления в скольжение, которые доступны для моноприводной – сброс газа, контрсмещение, ручник и так далее. То есть за рулем полноприводной машины вы имеете абсолютно все возможные способы и для того, чтобы выставить машину в скольжение, и для того, чтобы выбрать нужный вам угол уже в процессе скольжения, и для того, чтобы в любой момент стабилизировать машину. Фантастика!
Чтобы эта мешанина текста приняла более-менее наглядный вид, я подготовил для вас несколько скриншотов с комментариями. Использовался вот этот ролик:
Конечно, хотелось бы более наглядных с точки зрения углов руля кадров, но Андрей слишком хорошо контролирует автомобиль, и потому рулем работает на минимальных углах, как впрочем и газом. Так что что есть.

Вот ещё пример. Он тоже несколько утрированный, потому что в таких случаях машина ставится как правило не газом, а инерцией и на торможении (а Эво можно выставить вообще одним рулём), но наглядные картинки располагают к тому, чтобы их использовать.
И под конец просто хочу показать ролик — в данном упражнении нужно как протягивать машину сильно по прямой, так и сильно закручивать её, посмотрите на него, внимательно следя за углом передних колёс обращая внимание, где Андрей сильно открывает газ, отправляя колеса в букс, а где прикрывается до тяги. Ролик очень наглядный.
На самом деле всё это, особенно стабилизирующая тяга, работает даже на сухом асфальте, и работает на удивление здорово, и, главное, работает вместе с перераспределением веса (на тянущем газу машина максимально правильно распределяет вес между колесами для обретения устойчивости). По понятным причинам редко у какой полноприводной машины хватит сил сильно буксовать на сухом асфальте, тем более на скорости, но чем ближе к пределу сцепления вы едете, тем более чувствительна машина к повороту руля и нажатию педалей. Если ехать действительно быстро, то чуткостью машины можно наслаждаться.
Используется ли это в реальности при спортивной езде? В принципе, да. Как я уже писал в этой заметке, постановка машины в занос с помощью газа в гонках не используется, поскольку это самый медленный и требующий самое большое количество места способ выставить машину. Обычно в гонках машину выставляют инерцией на торможении. Но если пилот немного ошибается и у него получаются не очень удачные угол или расположение машины относительно поворота, то такая работа рулем и газом помогает подчистить ошибку. Кстати, именно поэтому начинающим раллистам из большого спорта, которые тренируются на максимальный результат, советуют не начинать с полноприводных машин – возможность подчистить ошибки располагает к их совершению, то есть к грязной езде. Монопривод, особенно задний, наказывает за ошибки гораздо больнее.
Второй случай – когда приходится спасаться из экстремальных ситуаций (когда уже речь идет о том, чтобы остаться на дороге, а не чистом прохождении поворота). Тогда можно увидеть «руль в упор» и у лучших спортсменов, хотя при нормальной езде они всегда рулем работают очень недалеко от нулевого положения.
Конечно, полноприводная машина не является абсолютно всемогущей – ей точно так же может не хватить мощности, как переднеприводной, или выворота колёс, как заднеприводной. Вот типичный пример:
Но всё же полный привод не только даёт максимальное количество возможностей, но и лично на мой взгляд прощает максимальное количество ошибок в управлении и наименее требователен к качеству руления и педалирования (можно давать управляющие команды с опозданием и не такие точные), то есть, проще говоря, ездить на нем проще, чем на любом другом.
Что такое скользкоА теперь поговорим о том, какое всё же покрытие можно считать скользким. Вряд ли вы найдете академическое определение, но лично для меня скользко – это когда использование скольжений позволяет ехать быстрее (по времени прохождения определенного участка) по сравнению с ездой без скольжений (в циганковских терминах – «вкатыванием», какое-то кривое на мой взгляд слово, но тем не менее общепринятое). Кстати, хочу заметить, что категорически неправильно говорить, что такая езда не «траекторная» — она точно так же подчиняется траекторным законам, как и классическая кольцевая (даже не буду тут делать скидку на так хорошо знакомые раллистам проблемы колеи, отработки и т.п., ведь кольцевая езда — это тоже езда по держаку). Просто в некоторых участках этих траекторий автомобиль находится в скольжениях.
Абразивный асфальт, гладкий асфальт, сухой асфальт, сухой неровный асфальт, пыльный асфальт, влажный асфальт, асфальт с нанесенным песком, влажной землей, припорошенный снегом… Как же пилот понимает, когда переходить к использованию скольжений? Самое что интересное – он действительно очень четко это понимает прямо «на ходу». Но попробуйте попросить его описать, как он это делает!

Ещё интереснее, что «скользкость» зависит не только от «держаковости» самого покрытия и шин, но и от соотношения этих факторов с доступной шириной дороги, и даже, скажем так, с «юркостью» автомобиля, то бишь конкретной возможности вписать автомобиль в доступную ширину дороги на дуге входа (это особенно актуально для горных ралли с их очень узкими дорожками и бесконечными шпильками на 180 градусов).
Так всё-таки, как пилот понимает, что вот тут нужно поскользить? Достаточно сложно это объяснить, но я попробую… У пилота выработан стереотип, что вот такой-то поворот по такому держаку проходится вот на такой-то скорости (имею в виду скорость входа) – с такого-то расстояния в него нужно тормозить, так-то нужно в него ставить автомобиль… когда пилот едет, он по динамике замедления автомобиля, по тому, как автомобиль принимает маневр, понимает уровень держака, и, имея свою «стереотипную» скорость, понимает, попадает ли автомобиль в поворот вкатыванием или нет. То есть он чувствует, позволяют ли кондиции дороги (ширина, держак) при его «стереотипной» максимально возможной скорости вписать автомобиль вкатыванием. Чем более скользкая дорога, тем больше места надо на торможении для того, чтобы вписать автомобиль вкатыванием. Сильно заранее тормозить пилоту «не нравится», ведь он знает, с какой потенциальной скоростью можно войти в этот поворот. И если машина туда не попадает на этой скорости — он её выставляет.
Сильно сумбурно, но лучше объяснить это чувство у меня не получится, да и наверное не надо – понимание придет с практикой и в тот момент, когда оно реально понадобится. У начинающих это чувство, возможно, начинается с потребности поддернуть машину в повороте ручником – вроде машина и попадает в поворот, и едет, но всё-таки сориентирована получается немного «некрасиво» — и тогда поддергивание ручником практически «бесплатно», то бишь не особо теряя время от уже потерянного, позволяет её подправить (кстати, откуда-то есть мнение, что профи не используют ручник – используют ещё как, и далеко не только в шпильках, когда надо предельно быстро и компактно развернуть машину, но и в случаях, когда надо немного подправить ошибку – ручник в ралли используется сплошь и рядом на самом высоком уровне, посмотрите онборды с чемпионата мира). И так далее, чем более скользко – тем глубже выставляется машина.
Следующий аспект. В комментариях к заметке про использование заносов один товарищ написал, что мол заметка неверная и пилоты подобные скольжения используют только для того, чтобы упираться колесами в образующийся в рыхлых покрытиях бруствер – но это категорически неверно. Чтобы наглядно увидеть ошибочность этой теории, достаточно просто посмотреть, как едут лучшие пилоты мира на покрытиях, на которых никакого бруствера не может образовываться в принципе. Как только они становятся скользкими – сразу же в ход идут скольжения. На это мы посмотрим ниже на конкретных примерах.
Ещё одно замечание в тему – про стиль езды «кольцевиков» и «раллистов», мол всё дело в привычке, и кольцевики едут без скольжений, тогда раллисты используют заносы. Но достаточно опять же посмотреть, насколько быстро кольцевики, попадая на скользкое, начинают использовать скольжения, и как раллисты едут, когда скольжения не нужны, чтобы понять, что дело вовсе не в шаблонах. Да и вообще сегодня любой раллист много тренируется на кольцевых трассах, а многие даже выступают на серьёзном уровне, достаточно вспомнить Ожье в суперкубке Порше или Лёба в WTCC, так что любой современный раллист знает, как надо ездить по трековому асфальту.